20:18 Пикалевская студия «Изопласт». 25 лет учебы, творчества, поиска… | |
Лепка из глины – это удивительный творческий процесс создания для всей семьи! Именно поэтому, в ДК г.Пикалево на занятия Народного самодеятельного коллектива студии «Изопласт» приходят целыми семьями. Студия «Изопласт» Пикалевского Дворца культуры открылась 1 сентября 1989 года. Руководители студии художники и супруги Некрасовы Любовь Васильевна и Виктор Михайлович. Ими была разработана программа по обучению лепке, в которой важное место занимает развитие ощущения глины и её свойств, основы конструирования предметов из простых форм и их рисование. До 1997 года студия «Изопласт» состояла из двух отделений: лепки и декоративного рисунка. 25 лет учебы, творчества, поиска… За 25 лет деятельности студии «Изопласт» было организовано большое число выставок. Работы студийцев приносят радость не только им самим. Выставки студии всегда становятся праздничным событием в жизни города и собирают многочисленных поклонников. Вот и 5 декабря 2014 года в Пикалевском краеведческом музее города состоялось торжественное открытие выставки студии «Изопласт» , посвященной сразу двум знаменательным датам: 25-летию коллектива « Изопласт» и 60-летию города Пикалево, где собрались друзья и коллеги Любови Васильевны и Виктора Михайловича Некрасовых, а также их воспитанники, бывшие и нынешние участники коллектива. В адрес участников студии и руководителей прозвучало много слов благодарности и поздравлений. Глава администрации МО «Город Пикалево» Д.В. Николаев с особым теплом благодарил основателей и бессменных руководителей студии – чету Некрасовых. В своем приветствии глава администрации в частности сказал : «И пусть по историческим меркам наш город имеет совсем юный возраст, упоминания о нашей местности идет из глубины веков. Люди жившие тут и до нас, всегда использовали ресурсы и богатства земли дарованные нам природой. Последние 60 лет Пикалево существует в рамках промышленного масштаба, но ход истории меняет многое в т.ч. и приоритеты развития. С недавнего времени город меняет свою инфраструктуру. И для того что бы в городе сохранялась позитивная атмосфера, хотелось оставаться, что бы тут жить, работать, рожать и воспитывать детей, как это сделали Вы, необходимо развивать социальную сферу. И ваш коллектив уже четверть века помогает создавать и сохранять доброе, теплое ощущение дома, где в первую очередь заботятся о детях, воспитывают и прививают навыки прекрасного и еще не просто учат замечательному делу - работе с глиной, но и делают этот процесс творческим и вдохновенным. Я передаю Вам и вашим воспитанникам слова благодарности от имени коллег, Совета депутатов и всего большого сообщества пикалевских родителей. Мы спокойны, когда такие мастера заняты их образованием.» После просмотра выставки Дмитрий Владимирович, со свойственным ему чувством юмора отметил: «Создание «Изопласта» именно в Пикалево, было предопределено еще в кембрийский период, когда в этих местах сформировались толщи осадочных пород - синие глины. И перспектив по их обработке хватит не на одно поколение. Все в ваших руках!» Поздравления, благодарственное письмо от депутата законодательного собрания Ленинградской области Николая Ивановича Пустотина в адрес руководителей студии «Изопласт» - семьи Некрасовых, передала его помощник Э.Л. Панфилова. В приветственном адресе в частности говорится: «Ваш безграничный талант, преданность выбранному делу, высокая требовательность прежде всего к себе - неоспоримы. Уважаемые Любовь Васильевна и Виктор Михайлович, во многом благодаря таким профессионалам как вы, вашему каждодневному труду, мы и наши дети имеем возможность быть сопричастными уникальному, многоликому миру искусства, развить хороший вкус и понимание традиционных, русских ценностей. «Изопласт» - не просто творческая мастерская, это кладезь идей. Ваш коллектив, впору называть «школой Некрасовых». Несколько поколений ваших воспитанников сегодня работают в учреждениях культуры, образования, социальной защиты Ленинградской области. Те, кто не выбрал для себя такую профессию, получил прививку творчества и стремления к самообразованию. Ваш подвижнический труд и идеи, которые вы не скупясь дарите другим – неоценимы и заслуживают самой высокой оценки. Имя Некрасовых и «Изопласт» - знак высокого качества, это брендовые имена не только Пикалево, но и всего нашего региона. При Вашем участии создаются и реализуются масштабные социально - культурные проекты. Такие как фестиваль народного творчества «Русский Двор», одним из авторов и создателей которого были вы и ваши воспитанники. Уверен, не меньшей популярности и масштабов достигнет «Соминская Петровская ярмарка» в которой Вы занимаете самое достойное место, представляя ведущих мастеров Ленинградской области». Директор ДК Татьяна Викторовна Сальникова в своем приветственном слове отметила, что « Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия этим видом творчества считаются очень хорошей арттерапией.» и зачитала приказ о награждении коллектива Почетной Грамотой Ленинградского областного Государственного бюджетного учреждения культуры «Учебно – методический центр культуры и искусства» , а студийцы : Самунин Валерий Петрович, Туманова Валентина Васильевна, Храмцова Маргарита Васильевна, Еремина Людмила Павловна, Варзина Надежда Алексеевна - были отмечены благодарственным письмом Дворца Культуры г.Пикалево. Поздравил коллег образцовый самодеятельный коллектив русских народных инструментов «Ярок» ДК /дирижер Василий Дмитриевич Голдыш/, порадовав всех присутствующих своим творчеством. Теплые слова признательности мастерам сказала Жанна Константиновна Вороненко. Именно она руководила Дворцом Культуры в те годы, когда семья Некрасовых вернулась в Пикалево. Коллегам было что вспомнить, ведь они совместными усилиями создавали этот коллектив. Не остались в стороне и воспитанники разных поколений. Студийцы не просто благодарили своих учителей. В память о событии, многие дарили свои изделия. Истинны слова стихотворения Евгения Винокурова, опубликованные в 1961 году Художник, воспитай ученика, Сил не жалей его ученья ради. Пусть вслед твоей ведет его рука Каракули по клетчатой тетради. Пусть на тебя он взглянет свысока, Себя считая за провидца. Художник, воспитай ученика, Чтоб было у кого потом учиться. Две последние строки стихотворения вошли в широкий речевой оборот в более общей форме: «Учитель, воспитай ученика...» и обычно мы цитируем эту фразу как призыв делиться знанием, умением, которые в итоге приумножаются и служат всем — и учителю, и ученику. Для Любови Васильевна и Виктора Михайловича Некрасовых – оба эти выражения верны. Немного о студии, её основателях и участниках. Детельность студии, направлена на приобщение детей и взрослых к традиции глиняной народной игрушки. Лепка глиняных игрушек прекрасно подходит для развития чувства пластики, соразмерности форм, абстрагирования, обобщения, образного восприятия, гармонизации цвета, понимания принципа конструирования от простого к сложному. Студийцев знакомят с древними видами глиняой игрушки: филимоновской, каргопольской, абашевской. В первые годы работы, в студию группами приходили на занятия воспитанники детских садов и школьники. А руководители студии проводили занятия в детских садах и школах. С первых лет и до сегодняшнего дня в студии занимаются люди самых разных возрастов от 5-6 до 70 лет и даже старше Студийцы изучают основы лепки из глины, декоративный рисунок, отрабатывают навыки лепки, росписи и формирования композиций и активно участвуют в выставках студии, проявляя творческий дар и яркую индивидуальность. Переняв опыт у мастеров Некрасовых, их воспитанники Ким Ольга Михайловна, Храмцова Маргарита Васильевна, Варзина Надежда Алексеевна сами стали передавать свой опыт. Многие студийцы продолжили художественное образование, поступив в средние специальные и высшие художественные учебные заведения. Студия «Изопласт» стала неформальным методическим центром по народному прикладному творчеству. Выпускники студии «Изопласт» работали в общеобразовательных школах города, ДХШ, ДДТ, Педагогическом колледже, детских садах. В 1996 году студии «Изопласт» было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Жизнь идет вперёд. Многие уехали из города. Образцова Елена – выпускница студии, победитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Керамика» сейчас работает в Василеостровском Центре детского творчества. Продолжая традиции студии, успешно работают с детьми в коллективах Дома Детского Творчества Ксения Холопова, и Юлия Григорьева. Юлия не так давно стала победителем областного конкурса в номинации «Молодой специалист». Обширна география выставок студийцев. Это не только Ленинградская область и Санкт-Петербург Работы наших мастеров знают в Канзасе, США – 1993г.; Будё, Норвегия - 1998г.; Париж, Франция – 1999 г. За 25 лет студией «Изопласт» организовано около 300 выставок. Горожане помнят и с восхищением отзываются о персональных выставках Любови Васильевны и Виктора Михайловича Некрасовых, Валентины Васильевны Тумановой, Маргариты Васильевны Храмцовой, Людмилы Павловны Ереминой. Коллектив студии постоянно участвует в конкурсах и фестивалях местного, областного, российского и международного уровня: • Настоящее и прошлое Ленинградской области. 1996г.; • Фестиваль «Русский Двор». 1997,1999, 2001, 2002 гг.; • Всероссийский фестиваль современной народной игрушки. 1998 г.; • Фестиваль «Праздничные звоны» в городе Тихвине; • XI Областной праздник «Венок славы Александра Невского» 2001 г.; • Ежегодные фестивали «Молодые дарования»; • Ежегодные фестивали творчества детей с ограниченными возможностями; • Ежегодные фестивали творчества инвалидов; • Ежегодные смотры «Ленинградский сувенир»; • Ежегодный открытый конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Красота земли Тихвинской»; • Ежегодный фестиваль «День Ленинградской области»; • Соминская Петровская ярмарка; • Межрегиональный фестиваль национальных культур «Родники земли Климовской». В студию «Изопласт» люди приходят, потому что здесь царит особая, неповторимая атмосфера доброты, внимания, доверительности. Духовное общение, даёт возможность не просто научиться ремеслу, но и раскрыть себя, свое отношение к окружающему миру. Работы студийцев приносят радость не только им самим. Баня, Не уверен - не лови. У леса на опушке жила зима…, Гончары, А у нас зазвонил телефон, Бабушкин хлеб, Грибы, Масленица, Посадил дед репку, На мосточке, и многое другое. Выставки студии всегда становятся праздничным событием в жизни города и собирают многочисленных поклонников. Л.В. Некрасова говорит: «Мы полны энтузиазма и творческих идей. Животворный источник народного искусства не иссякнет – способностью к творчеству человек наделен свыше». Сегодня студия «Изопласт» коллектив творческих людей, единомышленников. «Пикалевская корова» Для большинства знатоков глиняных игрушек, появление названия «пикалевская корова» стало большой новостью. В обширном ряду широко известных игрушек-свистулек такого экземпляра до начала XX века просто никто не знал. Надо было так случиться, что в июне 1999 года, на одну из выставок студии "Изопласт", которая называлась "Мечта, рождённая глиной" пришла экскурсия из детского сада. Дети с восхищением разглядывали необычные глиняные изделия и игрушки. А через некоторое время, в апреле 2000 года, одна из участниц экскурсии Александра Шведова принесла в дар музею глиняную коровку, с обломанными рожками, но вполне сохранившую свои формы. По словам Александры игрушку нашла их семья, разбирая старый мусор на даче, которую семья приобрела намедни в д. Сосновка (расположенной при въезде в Пикалево со стороны Санкт Петербурга). Побывав на выставке, девочка уже знала, что бывают такие народные игрушки, сохранила её, а впоследствии и принесла в музей. Так глиняный свисток в форме коровы начал обретать новую жизнь. Слава Богу, игрушка попала в надежные руки профессионалов! Пикалевские краеведы зарегистрировали экспонат под инвентарным номером - ПКМ/КП7- 7008/Кр329 (акт приемки №6 от 11.04.2000г.) и поделились информацией о находке с Некрасовыми. Истинный мастер, Любовь Васильевна просто не могла оставить без внимания незнакомую игрушку. Само собой, пришло решение о её реконструкции. Работа закипела. Реконструкция игрушки заняла много времени. По словам Любовь Васильевны Некрасовой перепробовали все известные с древности приемы лепки. Пришлось много анализировать, сравнивать. Пробовали разные техники лепки, сорта глины, обжига. К работе подключился и супруг Виктор Михайлович Некрасов. В поисках пришли к выводу, что эта игрушка не игровая а ритуальная. Об этом свидетельствовала её схематичность и обобщенная форма, короткие ножки. На это указывает и хвостик «коровки» - закругленный и прилепленный к туловищу. Подобные изделия носили как оберег на поясе или на шее. Уникальность и одновременно принадлежность именно к нашим (пикалевским) местам доказывает не только форма, но и расположение свистка сбоку. Это её отличает от других игрушек-свистулек известных сегодня миру. Те, кто создавал первые модели, явно были большими эстетами, и расположили её не в хвосте или на ноге! Поиски расширялись и мастера, собирая информацию о глиняных игрушках, по всей округе узнавали много интересного о бытовавших в разные годы изделиях. Так, по словам Антонины Васильевны Ревякиной (уроженки д. Харчевни, работавшей в художественной школе ) – глиняные игрушки зачастую водились в здешних местах, и по большей части изготавливались в местных артелях. Одна из таких артелей существовала еще до Великой Отечественной войны в д. Новая деревня, руководили ей братья Колесниковы. Одним из предположений подсказал Ловьянов Виктор Алексеевич, директор ООО «Оятская керамика». По его мнению Виктора Алексеевича, мастера с берегов рек Явосьма и Тутока, где зарождался горчарный промысел области, могли стать учителями здешних мастеров, и уже обученные жители этих мест могли стать создателями такого варианта «коровы» По мнению реконструкторов Некрасовых и других специалистов, в т.ч. большого знатока и профессионала в истории народных промыслов Юлии Борисовны Ивановой, заведующей отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Государственного Российского Дома народного Творчества - http://www.rusfolk.ru/grdnt/structura/structura1344/structura13441345/ всё свидетельствует о древнем происхождением игрушки, во всяком случае технология её изготовления. Именно в древности языческих времен лаконичность и простота достигалась минимумом средств. Одним движением неизвестный мастер достигал максимума выразительных средств. Этот прием существует у всех древних находок, игрушек в том числе. По времени к языческим временам. Так или иначе, постепенно был собран уникальный материал, воссоздана техника изготовления и обжига «коровы», она обрела свой голос. За последние годы «корова» обрела такую известность, что о ней заговорили далеко за пределами области. В методических сборниках ГРДНТ и ЛО ГБУК УМЦ культуры и искусства изданы авторская методика Л.В. Некрасовой с простыми и понятными рисунками В.М. Некрасова. На петербургском телевидении в программе «Заповедная область с Алексеем Морозовым» снят большой сюжет, где Л.В. Некрасова подробно и детально показывает процесс создания «коровы» - http://youtu.be/njuSvdxnzmM?list=PL4ZpWpAKsV5fy4XSZwjat5xEFVHrq7Gdk . Постепенно новый вариант, реконструированной «коровы» постепенно стали называть «пикалевской». Надо сказать, среди народных умельцев не принято претендовать на авторство. Ведь по большей части – весь новодел, это копии, пусть дополненные и переосмысленные, но повторяющие оригинал. Так и данном случае наши пикалевские мастера не придают значения этому, не спешат оформить авторские права, хотя уже сейчас (особенно после публикаций и телепередачи) в некоторых магазинах появились изделия, в точности повторяющие это изделие, но под самыми разными названиями. Любовь Васильевна не переживает по этому поводу, лишь разводит руками. Радует мастера то что «пикалевская корова» живет и создается руками её учеников. Скажем больше, сегодня, пикалевские коллеги Некрасовых по творческому цеху, примеряют корове другие материалы. Одним из вариантов «мягкой» тканевой игрушки предложила руководитель театра – студии детско-молодежной моды ДК «Скальса» Елена Лукошюс. Их льняная и хлопчатобумажная «коровка» пока не обрела законченный вид, но уже вполне узнаваема своим силуэтом. Как знать, может быть Скоро мы увидим и другие воплощения «пикалевской коровы». И возможно не случайно, «пикалевская корова» обрела свое второе рождение сейчас. Ведь у многих народов мира Корова не просто символ, а и священное понятие. Она символизирует плодородие, благосостояние, а также терпение и выносливость. Корова — древний символ материнского молока и космических сил, сотворивших мир. Во многих культах, от Древнего Египта до Китая, корова персонифицирует Мать-Землю. А всё это так необходимо нашему городу особенно сейчас. О главном! За годы своей творческой деятельности студия стала неформальным методическим центром по народному прикладному творчеству. В школах города № 1, 2, 3, ДХШ, ДДТ, педагогическом колледже, детских садах, теперь работают ученики Любови Васильевны, всегда получающие необходимую как методическую, так и профессиональную (по совершенствованию мастерства) помощь. В помощь педагогам Научно – методический центр (ЛОУМЦКиИ) выпустил методичку «Мы лепим из глины», написанную Л.В. Некрасовой и В.М. Некрасовым. Лепка — процесс творческий и ошибиться в нём невозможно, потому что любой результат потрясающий, а работы наших студийцев просто потрясают воображение своим профессионализмом, выдумкой и чувством юмора. В этом вы можете убедиться , посетив замечательную выставку работ НСК студии «Изопласт» ДК. Приходите в Краеведческий музей города Пикалево с 9-00 до 17-00 (выходные : суббота и воскресенье) и приводите своих друзей и знакомых, где вы действительно сможете окунуться в мир глиняной сказки. В подготовке материала использованы материалы предоставленные Пикалевским краеведческим музеем и Дворцом Культуры. Эльвира Панфилова, представитель администрации МО «Город Пикалево» по информации фотографии увеличиваются при клике передача "Заповедная область с Алексеем Морозовым" (эфир 30.03.2013) | |
|
Всего комментариев: 0 | |