Главная » Статьи » Официальная информация » Штаб ОМВД |
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
Как установлено главным нормативно-правовым актом Российской Федерации – Конституцией РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31). В настоящее время в России действует Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», он направлен, прежде всего, на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. В части 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указано, что проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Свобода собраний наряду со свободой слова, правом на объединение, участием в выборах, в референдуме и правом на обращения относится к числу политических прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующей Конституции Российской Федерации. Как показывает практика, такое право, как свобода собраний, имеет весьма вероятную судебную перспективу или наступление юридической ответственности для участников и организаторов, очень важно правильно квалифицировать все действия лиц, так или иначе причастных к реализации этой свободы. Итак, ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определены такие основные понятия как: 1) публичное мероприятие - открытая, мирная акция; 2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном для этого месте; 3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте; 4) демонстрация - публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 6) пикетирование – публичное выражение мнений, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» выделяется несколько категорий физических лиц, объявляемых участниками публичных мероприятий. Это граждане Российской Федерации, а также члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. 1. Какие же права имеют участники публичного мероприятия? Итак, они могут: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации. 2. Однако, участники, наряду с правами, имеют и обязанности, а именно: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств. 3. Но есть действия, которые прямо запрещены законом для участников публичных мероприятий. Нельзя: 1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения. 4) использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. К таким процедурам относится, например, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Хочется напомнить о таком важном, в настоящее время, аспекте, отраженном в статье 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности", что совершение действий экстремистского характера в ходе проведения массовых акций несет повышенную опасность как в связи с возможным большим количеством вовлеченных лиц, так и в связи с возможными массовыми жертвами. Ведь инстинкт толпы может захватить даже самых адекватных и законопослушных. Поэтому, законодательство РФ кроме закрепления общего запрета на осуществление экстремистской деятельности в ходе массовых акций, возлагает на организаторов массовых митингов, демонстраций, пикетов и иных акций ответственность за соблюдение порядка в ходе этих акций. Они обязаны не только предотвращать действия экстремистского характера, но и пресекать уже начавшиеся. Обратите внимание! За нарушение установленного порядка организации или проведения митинга установлена административная (статья 20.2 КРФ об АП) и уголовная (статья 212.1 УК РФ) ответственность. 16.02.2024
Юрисконсульт ПН ОМВД России капитан внутренней службы Н.С. Маркеева | |
Просмотров: 201 | |
Всего комментариев: 0 | |